Прокуратура Камчатского края провела анализ состояния законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества.

В первом полугодии 2017 года органами государственной власти края принято более 600 нормативных правовых актов, органами местного самоуправления — более 1 800. Все они затрагивают права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе права граждан, юридических лиц, предпринимателей, различных социальных групп населения.

По результатам проверки на соответствие федеральному законодательству опротестовано 125 нормативных актов, в том числе 16 региональных.

На осовании протестов прокуратуры приведены в соответствие с действующими  законами акты в сферах трудового, жилищного, налогового, бюджетного, градостроительного законодательства, о государственных закупках, предоставлении государственных и муниципальных услуг и по другим вопросам, а также положения уставов муниципальных образований.

Например, по протесту Елизовского городского прокурора приведено в соответствие с налоговым законодательством решение Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 30.12.2016 № 40, которым устанавливался порядок введения земельного налога на территории Паратунского сельского поселения. Муниципальный акт предусматривал, что документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, представляются налогоплательщиками только в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, тогда как статья 391 НК РФ допускает предоставление таких документов в налоговый орган по выбору налогоплательщика.

По протестам Елизовской городской прокуратуры и прокуратуры ЗАТО г. Вилючинск внесены изменения в 8 нормативных актов, регулирующих порядок предоставления субсидий. Основанием для принесения протестов послужило отсутствие в актах условий предоставления субсидий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. В частности, в них отсутствовали запрет на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты и норма о согласии получателей субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

В Быстринском районе по требованию прокуратуры внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения на территории Эссовского сельского поселения. Регламент неправомерно возлагал на граждан обязанность представления документов, которые находятся в распоряжении, как органов местного самоуправления, так и иных органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и могут быть получены администрацией в рамках межведомственного взаимодействия. Кроме того, субъектом предоставления муниципальной услуги определялся не орган местного самоуправления, а его структурное подразделение.

В текущем году прокурорами выявлялись факты непринятия, а также несвоевременного принятия необходимых муниципальных актов, что также становилось основанием для прокурорского реагирования.

Только после внесения Елизовской прокуратурой представлений в Николаевском, Пионерском, Раздольненском, Корякском, Новолесновском и Начикинском сельских поселениях Елизовского района приняты муниципальные программы в области противодействия терроризму.

Имелись случаи несвоевременного приведения органами местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством по протестам прокуратуры.

Так, в середине апреля администрация Петропавловск-Камчатского городского округа рассмотрела и признала обоснованными пять протестов городской прокуратуры на незаконные муниципальные правовые акты. Однако до конца мая нормативные акты так и не были приведены в соответствие с законом. В связи с этим главе городского округа 1 июня внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры, направленные на устранение нарушений.

Также органы местного самоуправления края допускали нарушение порядка ведения Федерального регистра муниципальных правовых актов, что не соответствует принципам его ведения — достоверность, общедоступность, актуальность и открытость сведений, содержащихся в регистре.

Например, прокуратура Соболевского района установила, что администрация Соболевского сельского поселения не направляла в Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края муниципальные акты для включения в регистр с июля 2016 года по май 2017 года. После рассмотрения представления прокурора нарушение устранено, приняты меры к обеспечению систематического направления актов, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами в г. Петропавловске-Камчатском, в Мильковском, Усть-Большерецком, Тигильском, Карагинском, Пенжинском, Олюторском, Усть-Камчатском районах. По данным фактам внесено 18 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, нарушения устранены, 14 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

По постановлениям Елизовской городской прокуратуры, Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры, прокуратур Олюторского и Карагинского районов 5 глав органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление соответствующих сведений (информации). Им назначены административные штрафы и предупреждения.