В прокуратуру Камчатского края поступают обращения граждан по вопросу привлечения осуждённых к неоплачиваемому труду в исправительных колониях. В отдельных случаях ставится вопрос о нарушении администрациями колоний Конституции Российской Федерации и конституционных прав граждан, отбывающих наказание, на оплату труда.

В соответствии с частью 1 статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) осуждённые к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Согласно части 3 этой же статьи, к указанным работам осуждённые привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, продолжительность таких работ не должна превышать двух часов в неделю.

Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, закрепляя конституционные права и свободы человека и гражданина, Конституция Российской Федерации в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3) и что эти права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Применительно к лицам, совершившим преступления, ограничения прав и свобод устанавливаются федеральным законом прежде всего в виде наказания, заключающегося, согласно статье 43 Уголовного кодекса РФ, в лишении или ограничении их прав и свобод. При этом в соответствии с частью второй статьи 10 УИК РФ осужденным при исполнении наказания гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

Предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Эти правила предполагают обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями.

Такая правовая позиция подтверждена и следует из статьи 2 (подпункт «е» пункта 2) Конвенции МОТ № 29 от 28 июня 1930 года относительно принудительного или обязательного труда и статьи 4 (подпункт «d» пункта 3) Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Привлечение осужденных в установленном законом порядке к такого рода работам не может расцениваться как произвольное возложение на них дополнительных обязанностей, поскольку, назначая осужденному наказание в виде лишения свободы, суд уже тем самым предопределяет необходимость и возможность использования в силу закона (часть вторая статьи 9 УИК РФ) в качестве одного из основных средств исправления осужденных их привлечение к общественно полезному труду.

В Определении от 24.03.2005 № 152-О Конституционный Суд РФ указал на отсутствие оснований считать неконституционными нормы статьи 106 УИК РФ и разъяснил следующее.

Установление того, в какой мере те или иные действия и решения администрации исправительного учреждения, связанные с привлечением осужденных к выполнению работ по благоустройству мест их проживания и работы, соответствуют требованиям вышеназванных правовых актов, относится к ведению судов общей юрисдикции, управомоченных проверять по жалобам осужденных законность и обоснованность этих действий и решений.

 

Старший помощник прокурора Камчатского края по надзору за
соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний

старший советник юстиции                                                    А.Г Зуев