В начале 2019 года в ходе проверки исполнения земельного законодательства прокуратура города Петропавловска-Камчатского выявила свалку медицинских отходов в районе улицы Высотной между «Казачьим родником» и смотровой площадкой на сопке Петровской краевого центра.

Медицинские отходы являются потенциально опасными в связи с возможностью распространения инфекционных заболеваний, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и окружающей среде.

Установлено, что земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, является собственностью публично-правовых образований, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), земельные участки спортивно-досуговых объектов.

Таким образом, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обязана принять меры по организации устранения несанкционированного складирования отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего угрозой негативного воздействия на здоровье человека.

Представление прокуратуры города об устранении нарушений федерального законодательства администрация отклонила.

Прокуратуре пришлось обращаться в суд с исковым заявлением, которое рассмотрено Петропавловск-Камчатский городским судом и удовлетворено. На администрацию возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки опасных отходов в срок до 1 октября 2019 года.

Не согласившись с решением, представители администрации продолжили обжаловать действия прокуратуры в вышестоящих судах.

17 октября 2019 года законность требований надзорного органа подтвердил Камчатский краевой суд.

Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) 29 января 2020 года оставил в силе определение краевого суда об удовлетворении требований прокуратуры города Петропавловска-Камчатского.

Таким образом, в течение года, с момента внесения представления в феврале 2019 г., прокуратуре города пришлось пройти три судебных инстанции, чтобы доказать незаконность бездействия администрации по поводу свалки и обязать её исполнить возложенные законом полномочия.

Решение городского суда, вступившее в законную силу 17 октября 2019 года, находится на принудительном исполнении в службе судебных приставов.

На контроле городской прокуратуры оно будет оставаться до полного устранения нарушений.

_______________________________

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в рамках которых закреплены и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения.

Закон относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).

Задача органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от отходов.

Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.04.2016 № 429-нд «О порядке организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Петропавловск-Камчатского городского округа» установлено, что организация мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в границах городского округа в целях обеспечения конституционного права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, обеспечения права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также в целях обеспечения исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3, статьи 4 названного Решения № 429-нд в целях его реализации к полномочиям администрации городского округа либо уполномоченного органа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе по ликвидации последствий причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов на территории городского округа на землях, находящихся в собственности городского округа и не имеющих других законных правообладателей (землепользователей, землевладельцев, арендаторов), а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если виновное лицо не установлено.

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2018 № 457-П выявление случаев причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и ликвидация последствий такого вреда, включено в Перечень расходных обязательств муниципальных образований в Камчатском крае, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по Государственной Программе Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П.

Данной государственной программой предусмотрен порядок предоставления субсидий местным бюджетам из краевого бюджета в целях софинансирования основного мероприятия «Выявление случаев причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, и ликвидация последствий такого вреда» Подпрограммы 3 в части ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования в Камчатском крае, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.